Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЛЕОНТИЙ
40, С. 516-522 опубликовано: 5 июня 2020г.


ЛЕОНТИЙ

(Лебединский Иван Алексеевич; 22.01.1822, слобода Нов. Калитва Острогожского у. Воронежской губ.- 1.08.1893, с. Черкизово близ Москвы), митр. Московский и Коломенский. Род. в бедной потомственной священнической семье, имел 6 братьев и сестер. Дед митрополита прот. Даниил Иванович Лебединский († 1831) построил 3-престольный каменный Троицкий храм в слободе (1818; разрушен в 1936). Отец митрополита свящ. Алексий Даниилович Лебединский (1780-1838) по окончании Воронежской ДС женился на Марии Васильевне, в 1827 г. сменил своего отца на должности настоятеля. Младший брат архиерея Василий (1829-1912), став священником и благочинным, выстроил Троицкий храм (1862-1869; не сохр.) в с. Козловке Бобровского у. В эту церковь Л. передал древний образ Божией Матери «Знамение». Сестра Анна (1821-1888) стала женой прот. Иоанна Федоровича Поповского (1820-1897), клирика Троицкого храма Нов. Калитвы, племянника А. Д. Граникова, проф. КДА. Позже на средства Л. и прот. Иоанна в Нов. Калитве был построен кладбищенский храм во имя свт. Леонтия Ростовского (освящен в 1881; разрушен в 30-х гг. XX в.).

Лебединский с детства отличался трудолюбием и рассудительностью, в 8 лет выучился читать и писать. Впосл. вспоминал, что для деда прот. Даниила «часто читал... богослужебные книги, которые он выслушивал, лежа... на одре по болезни и исправляя мои ошибки по памяти» (Мои заметки и воспоминания. Серг. П., 1914. С. 1). После непродолжительного домашнего воспитания в окт. 1832 г. Лебединский был отдан во 2-й класс Павловского приходского 2-классного ДУ, в 1833 г. переведен в Воронежское ДУ, окончил начальное образование в 1836-1837 гг. в обновленном Павловском уездном ДУ, где служил учителем, а затем смотрителем его старший брат Даниил (1815-1871). Он оказывал Лебединскому финансовую и др. помощь. Позже при непосредственном участии Л. в Павловском уч-ще устроили домовую ц. во имя святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова (1882-1884), в к-рую архиерей пожертвовал иконостас.

Леонтий (Лебединский), митр. Московский и Коломенский. Фотография. Кон. XIX в.
Леонтий (Лебединский), митр. Московский и Коломенский. Фотография. Кон. XIX в.

Леонтий (Лебединский), митр. Московский и Коломенский. Фотография. Кон. XIX в.
В 1837 г. Лебединский поступил в Воронежскую ДС, во всех классах зарекомендовал себя как лучший ученик. Впосл. с особенной благодарностью отзывался о преподавателе словесности иером. Митрофане (Снежинском) и о ректоре Острожском еп. Елпидифоре (Бенедиктове), при котором, по словам Л., семинария находилась в «цветущем состоянии». В 1860 г., перед кончиной архиеп. Елпидифора, Л. подписал его завещание, соборовал, участвовал в погребении бывш. ректора в Александро-Невской лавре.

С 1838 г., после кончины отца, Лебединский жил на казенном содержании как сирота, имел особую комнату на правах старшего над певчими. В 1841 г., искупавшись в р. Дон, простудился, заболел «сильнейшей горячкой», в течение 2 недель «плакал и молился» и дал обет принять монашество в случае выздоровления. Летом 1843 г. на публичном выпускном экзамене Лебединскому было доверено произнести приветственную речь в присутствии архиеп. Воронежского и Задонского свт. Антония (Смирницкого), по окончании к-рой растроганный архиерей благословил и «положил руки» на его голову (Там же. С. 15-16). Впосл.Л. заботился о Воронежской ДС и пожертвовал в ее домовый храм икону свт. Димитрия Ростовского. 10 февр. 2006 г. на историческом здании Воронежской ДС была открыта мемориальная доска с именами выдающихся выпускников, в т. ч. и Л.

Осенью 1843 г. Лебединский единственный из всего семинарского курса был направлен за казенный счет на учебу в СПбДА. На вступительных экзаменах он отвечал так, что правление академии решило выразить благодарность его семинарским наставникам. В СПбДА Лебединский был учеником профессора догматического богословия, преподавателя истории Русской Церкви архим. Макария (Булгакова) и прот. Иоанна Соколова; с особой благодарностью отзывался о профессоре философии В. Н. Карпове и преподавателе словесности К. И. Лучицком. Лебединский проживал в одной комнате с И. Л. Янышевым и буд. издателем журналов «Русский паломник» и «Церковно-исторический вестник» А. И. Поповицким. Однокурсниками Лебединского были будущие Могилёвский и Мстиславский еп. Виталий (Гречулевич) и Мелитопольский еп. Кирилл (Наумов), проф. М. А. Голубев. Под его «старшинством» находился буд. еп. Имеретинский свт. Гавриил (Кикодзе). По собственному признанию, в академии Лебединский «мечтал о семейной жизни», но, вспомнив об обете принять монашество, «смутился и задумался», изложил свои сомнения в письме ректору еп. Елпидифору (Бенедиктову), к-рый посоветовал исполнить обет. 17 мая 1847 г. в академическом храме ректором СПбДА Винницким еп. Евсевием (Орлинским) Лебединский был пострижен в монашество с именем в честь свт. Ростовского Леонтия, 8 июня - рукоположен во диакона, а 18 июля - во иерея. До самой кончины архиеп. Евсевия в 1883 г. Л. поддерживал с ним переписку.

23 мая 1847 г. Л. окончил академический курс (5-м по списку) со степенью магистра богословия (тема работы - «О подлинности книги пророка Даниила») и 9 нояб. того же года был назначен помощником ректора СПбДС «по профессорской должности», преподавателем нравственного и сравнительного богословия, гомилетики, с 1849 г. работал помощником инспектора. По результатам ревизии 1849 г. удостоился сана соборного иеромонаха.

По рекомендации ректора КДС архим. Антония (Амфитеатрова) Л. был переведен в Киев, 20 марта 1851 г. назначен инспектором КДС, преподавателем богословия, в сер. 1851 г. покинул С.-Петербург, встречался в Москве со свт. Филаретом (Дроздовым), 5 мая прибыл в Киев. С 28 янв. 1852 г. инспектор КДА, экстраординарный профессор (до 1 июля 1856). 15 февр. 1853 г. митр. Киевским Филаретом (Амфитеатровым) возведен в сан архимандрита. Проживал в семинарском ученическом корпусе вместе с профессорами иером. Платоном (Троепольским) и свящ. П. А. Троицким (впосл. Аккерманский еп. Петр). Среди помощников Л. были иером. Филарет (Филаретов) и архим. Иоанникий (Руднев). В воспоминаниях Л. пишет о дружбе с иером. Филаретом, о конфликтах с ректором архим. Антонием (Амфитеатровым), сочетавшим, по его мнению, аскетизм с чрезмерным «ученым самолюбием», и особенно с архим. Иоанникием, «ехидным и хитрым». Митр. Филарета, напротив, он называл «великим старцем».

В 1854 г. Л. осуществлял ревизию Воронежских ДС и ДУ, Полтавского и Курского духовных уч-щ, посетил родную слободу. Он считался одним из самых снисходительных семинарских ревизоров.

30 мая 1856 г. по инициативе митр. Новгородского и С.-Петербургского Никанора (Клементьевского) Л. был назначен ректором Владимирской ДС, настоятелем переславль-залесского Данилова во имя Св. Троицы мужского монастыря. В июле того же года Л. выехал из Киева, в Москве на Троицком подворье общался со свт. Филаретом (Дроздовым), к-рый предрек ему «много хлопот» во Владимирской семинарии. Однако впосл. Л. благожелательно отзывался о недолгом периоде ректорства во Владимире, студентов называл способными и восприимчивыми; лишь «либеральные убеждения» Владимирского еп. Иустина (Михайлова), к-рый иногда посещал экзамены, по мнению Л., оказывали негативное влияние на учеников.

9 июня 1857 г. по инициативе С.-Петербургского митр. Григория (Постникова) Л. был назначен ректором Новгородской ДС и настоятелем новгородского Антония Римлянина мон-ря. По инициативе Л. инспектором семинарии стал вызванный из С.-Петербурга иером. Феогност (Лебедев). Л. не допустил предполагавшегося перевода семинарии в город, считая, что пребывание учебного заведения в стенах Антониева мон-ря способствует дисциплине и благочестию студентов. В 1859-1860 гг. по инициативе Л. на средства столичных благотворителей в мастерской Ф. А. Верховцева была изготовлена новая рака для мощей прп. Антония Римлянина.

17 мая 1859 г. Л. стал ректором СПбДС, 4 июня прибыл в столицу. Новым инспектором и преподавателем богословия он назначил архим. Иосифа (Баженова), который, впрочем, не оправдал его надежд по причине «либеральных взглядов». Л. являлся также членом конференции СПбДА и внешнего академического правления, редактором ж. «Духовная беседа». 19 нояб. 1859 г. журнал указом Синода приобрел офиц. статус.

5 марта 1860 г. по утвержденному императором решению Синода Л. был определен викарием С.-Петербургской епархии, 13 марта в столичном Исаакиевском соборе митр. Григорием (Постниковым) в сослужении Киевского и Галицкого митр. Исидора (Никольского), Херсонского и Одесского еп. Димитрия (Муретова) и др. архиереев хиротонисан во епископа Ревельского. При хиротонии присутствовали наследник цесаревич Николай Александрович († 1865) и вел. князья Александр Александрович (буд. имп. Александр III), Владимир и Алексей Александровичи. Но почти до Пасхи 1860 г. Л. еще жил в семинарии, исполнял обязанности ее ректора и читал ученикам лекции по богословию. После кончины митр. Григория, отношение к которому Л. называл «сыновним», с 18 июня по 13 авг. того же года он управлял С.-Петербургской епархией. Способствовал устроению на Невском проспекте столицы часовни (1860) Гуслицкого в честь Преображения Господня мужского монастыря, за что получил благодарность митр. Московского свт. Филарета (Дроздова).

Летом 1861 г. по поручению Новгородского и С.-Петербургского митр. Исидора (Никольского) Л. участвовал в торжествах по случаю открытия мощей свт. Тихона Задонского. 21 авг. 1861 г. Синод направил Л. вместе с архим. Аввакумом и прот. В. П. Полисадовым в Париж для освящения храма во имя блгв. кн. Александра Ярославича Невского. 30 авг., в день празднования перенесения мощей св. Александра Ярославича Невского, он совершил освящение церкви в сослужении 10 пресвитеров и 3 диаконов. Речь Л., произнесенная на торжестве, была переведена на франц. язык и напечатана. На церемонии освящения присутствовали российский посол во Франции П. Д. Киселёв, франц. имп. Евгения, ревностная католичка. Л. считается 1-м российским архиереем, посетившим Европу. Его обаяние и образованность произвели впечатление на франц. общество и ускорили переход в Православие известного богослова аббата Рене Франсуа Гетте (впосл. свящ. Владимир). Гетте подал Л. прошение о присоединении к правосл. Церкви, и в 1862 г. ходатайство было удовлетворено Синодом. Свящ. Владимир стал служить в Александро-Невском храме на франц. языке. В нач. сент. на обратном пути из Парижа Л. по приглашению вел. кнг. Ольги Николаевны посетил Штутгарт, где служил в домовой церкви, в Ротенбурге совершил панихиду на могиле вел. кнг. Екатерины Павловны, посетил Висбаден, Берлин, Потсдам. 8-9 сент. того же года Л. принимал участие в праздновании 1000-летия России в Новгороде, в присутствии имп. Александра II состоялось открытие юбилейного памятника.

В 1861-1863 гг. по поручению митр. Исидора Л. состоял членом губ. Присутствия по обеспечению духовенства С.-Петербургской епархии и председателем епархиального Комитета по обсуждению вопросов программы по делам правосл. духовенства, был также председателем историко-статистического Комитета для описания С.-Петербургской епархии и Комитета для рассмотрения положения о преобразовании духовных уч-щ. Как епископ Ревельский, Л. посетил в 1861 г. эстляндские приходы: Ревель, Нарву, Вайсенштейн (ныне Пайде, Эстония) и Везенберг (ныне Раквере, Эстония). С 4 мая по 24 июня 1863 г. он осуществил ревизию СПбДА. В целом за 2 года викарный епископ 4 раза обозревал епархию, посетил множество приходов и обителей. 28 июня 1862 г. Л. прибыл с ревизией в Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь. После общения с игум. Дамаскином (Кононовым) он убедился в праведности игумена и ложности наветов и обвинений его в сектантстве. Вскоре по ходатайству Л. игум. Дамаскин был награжден орденом св. Анны 2-й степени. Л. добился также изъятия Валаамского мон-ря из «постороннего благочиния» и назначения прп. Дамаскина благочинным над Валаамским и Коневским в честь Рождества Пресв. Богородицы монастырями, последний архиерей нашел «в расстроенном состоянии». По просьбе игумена, с к-рым Л. переписывался до его смерти, в Валаамскую обитель перестали ссылать «эпитимных». Л. почитал духовника Александро-Невской лавры архим. Мелхиседека, 2 авг. 1862 г. он возглавил чин его отпевания и произнес прощальное слово.

20 дек. 1863 г. указом имп. Александра II Николаевича Л. был назначен на самостоятельную Подольскую и Брацлавскую кафедру, 13 февр. 1864 г. прибыл в Каменец-Подольск. В первую очередь обратил внимание на благоустройство учебных заведений, на эти цели местное духовенство собрало 57 850 р. Принял меры к скорейшему окончанию постройки новых семинарских зданий (1864), уже 26 сент. 1865 г. освятил во имя ап. Иоанна Богослова обширную домовую семинарскую церковь. На епархиальные средства в 1870 г. при семинарии было построено 2-этажное здание общежития своекоштных воспитанников. Потребовал, чтобы студенты на экзаменах отвечали по каждому предмету, чем окончательно упразднил разделение предметов на главные, по которым отвечали все, и второстепенные. По инициативе Л. при семинарии были открыты класс иконописи, кафедра лат. языка, введено преподавание гимнастики (1869), учреждена ученическая б-ка, в к-рую епископ пожертвовал свои книги. В 1871 г. Учебный комитет при Синоде признал учебно-воспитательную работу в семинарии «усовершенствованной во всех отношениях». Одобрения заслужила ее работа и от обер-прокурора Синода Д. А. Толстого, в 1873 г. посетившего семинарию. 22 июня 1864 г. в Каменец-Подольске на пожертвования различных лиц, в т. ч. и Л., было открыто уч-ще для «девиц духовного звания» - дочерей священнослужителей. Впосл. Л. пожертвовал на стипендии ученицам 1 тыс. р. В 1866 г. епископ указал на необходимость благоустройства частного жен. училища, основанного в 1862 г. в Тульчине на средства прот. В. В. Гречулевича (впосл. еп. Могилёвский Виталий). В 1869 г. оно было преобразовано в епархиальное жен. уч-ще. При Л. были открыты муж. школы грамотности при Шаргородском во имя свт. Николая Чудотворца, Бершадском и Головчинском мон-рях и женские - при винницком Браиловском во имя Св. Троицы и немировском во имя Св. Троицы монастырях; несмотря на противодействие сельских властей католич. вероисповедания, было организовано много церковноприходских русских правосл. школ. В 1873 г. в этих школах обучалось 19 818 чел. обоего пола. Л. учредил должность наблюдателей при таких школах, для которых 20 июля 1864 г. была составлена инструкция.

При Л. священнослужители перестали зависеть от землевладельцев-католиков. В 1865 г. духовенству было назначено содержание за счет 65 тыс. р., отпущенных в качестве пособия из процентного сбора с помещичьих имений. К кон. 60-х гг. XIX в. причтам Юго-Западного края увеличено содержание: сельским священникам назначено до 300 р., городским - по 400 р., псаломщикам - по 100 р., дьячкам - по 50 р.

При помощи светских властей Л. активно боролся с «духом прозелитизма и полонизма», т. е. с влиянием католич. Церкви. Ему удалось добиться закрытия мон-рей - кармелитского, собор к-рого был передан в 1867 г. для устройства правосл. церкви, и визитантского, на территории к-рого разместилось жен. уч-ще (1864), а также 3 костелов, 8 каплиц, 2 общин сестер милосердия. 5 июня 1866 г. прекратила существование 400-летняя римско-католич. Каменецкая епископия.

В 1870 г. Л. учредил благочиннические советы. Допуская, что духовенству лучше известны кандидаты на должности благочинных, он разрешил выборы благочинных священнослужителями. Для престарелых, вышедших за штат клириков, вдов и сирот священнослужителей Л. открывал окружные попечительства, учредил в 1871 г. эмеритальную кассу; к 1881 г. ее капитал составил 218 тыс. р. Мн. сотни неимущих сирот духовного звания содержались на средства окружных попечительств и на проценты от капитала эмеритальной кассы.

По инициативе Л. в Каменец-Подольске был учрежден епархиальный Историко-статистический комитет (1865), на приходах возобновлены б-ки, а по округам заведены окружные благочиннические книгохранилища. К кон. 1867 г. они были открыты почти во всех благочиниях, достаточно активно формировались и приходские б-ки. Кроме того, Л. издал распоряжение о ведении при храмах летописей. После ежегодных обозрений епархии Л., заметив остатки униат. обрядов и традиций, распорядился, чтобы «хоругви в храмах были православныя, а не латинския»; «богослужебныя книги были православной печати»; крещение совершалось через погружение, а не через обливание; «в церквах были крестики как для возложения на крещаемых, так и для продажи желающим; свечи стеариновые не употреблялись вместо восковых» (Сташкевич. 1883. Вып. 1. С. 5-51). По инициативе Л. в Подольской епархии были открыты 12 церковных братств, имевших миссионерское значение, поддерживавших храмостроительство, благотворительность, народное образование (Иоанно-Предтеченское в Каменец-Подольске (в 1863) с муж. и жен. приютами; в городах Могилёве, Балте, Литине, Летичеве, Ямполе, в местечках Гусятино Каменецкого у., Немирово Брацлавского у., в селах Плоска Забужская и Чернече Балтского у.), созданы приходские попечительства при каждой церкви (в 1872 их насчитывалось 1089), восстановлены религиозно-благотворительные об-ва.

Однако, несмотря на успехи в управлении Подольской епархией и возведение в сан архиепископа (8 апр. 1873), Л. хлопотал о своем переводе на др. кафедру. Так, 3 окт. 1872 г. еп. Полоцкий и Витебский Савва (Тихомиров) писал еп. Муромскому Иакову (Кроткову; † 1885), что Л. «неспокоен и помышляет о бегстве», поскольку «западная окраина с ее иезуитским, доселе еще не исчезнувшим духом не может служить приятным убежищем для нас, пришедших с востока» (Петровский. 1908. С. 236). «Я... сделал кое-что довольно прочно, не сидел без пользы, полонизм поборол изрядно,- 10 нояб. того же года писал Л. в письме еп. Тульскому и Белевскому Никандру (Покровскому),- но дух шляхетский и жидовскую меркантильность в духовенстве нашем не скоро еще выкурить можно. Надеюсь на семинарию и училища, которые идут у меня добрым путем». В письме архиеп. Никандру от 8 апр. 1874 г. Л. признавался, что «измучился и здоровье испортил» (Корсунский. 1893. С. 398-399).

25 окт. 1874 г. Л. был переведен в Херсонскую и Одесскую епархию. С 6 по 14 нояб. длилось его прощание с подольской паствой и учащимися как светских, так и духовных учебных заведений. 21 нояб. Л. совершил 1-ю литургию в одесском кафедральном Преображенском соборе. К весне 1875 г. были освящены теплая церковь при одесском Успенском храме, сев. придел во имя вмч. Димитрия Солунского (3 февр. 1875) в греч. Троицком храме. В апр.-мае 1875 г. Л. совершил путешествие по епархии, посетил более 116 приходов, Бизюков Пропасной во имя сщмч. Григория, просветителя Армении, мужской монастырь, имел собеседования с 280 причтами. Вернувшись из поездки, он отдал духовной консистории неск. предписаний: о перераспределении благочиннических округов, об учреждении благочиннических советов, а также окружных и благочиннических б-к и класса иконописания при семинарии, об избрании окружных депутатов, о ведении церковноприходских летописей, о проведении воскресных собеседований в приходах, в т. ч. с целью преодоления распространения в народной среде штундизма.

В 1876 г. началось инициированное Л. издание «Одесского Воскресного листка». Архиепископ ежемесячно посещал семинарию, стремился бороться с уклонением ее воспитанников от церковного служения. В новоустроенную семинарскую церковь он пожертвовал образа Вознесения и святителей Ростовских Исаии, Леонтия и Игнатия. По инициативе Л. в Одессе были открыты женское епархиальное и мужское духовное училища в отдельных зданиях, а также устроено помещение консисторского архива, отремонтированы архиерейские покои. Л. осуществлял благотворительную деятельность через епархиальное попечительство: всего в 1875 г. на пособие заштатным священно- и церковнослужителям, вдовам и сиротам, пострадавшим от пожара, было выделено 13 тыс. р., не считая одновременных выдач Херсонскому Перепелицинскому приюту 2 тыс. р., Одесскому девичьему духовному училищу - 1160 р.

16 нояб. 1875 г. по инициативе обер-прокурора Толстого Л. возглавил Холмскую и Варшавскую епархию. Неожиданное назначение Л. было вызвано недовольством императора деятельностью «нерешительного и слабого» Холмского архиеп. Иоанникия (Горского), к-рый, по мнению архиерея, стал «жертвою интриги» галицийского духовенства. С 5 по 12 дек. состоялись мероприятия по прощанию Л. с одесской паствой, в т. ч. 7 дек.- в кафедральном соборе и семинарии, в ходе которых были собраны более 900 р. для обустройства жен. уч-ща. 12 дек. того же года Л. выехал из Одессы, покидая епархию «не без сожаления». Вечером 15 янв. прибыл в Варшаву, 18 янв. 1876 г. приветствовал новую паству в кафедральном соборе (Слова, поучения и речи. 1888. Т. 1. С. 237; Мои заметки и воспоминания. Серг. П., 1914. С. 115).

Л. писал, что Холмская епархия «особенно в первые годы (1875-1881) представляла такие трудности, что преодолеть их не под силу человеку без помощи Божией… С одной стороны, гражданская администрация, захватившая в свои руки преобладающее влияние в делах проуниатских, с другой - сильная партия священников, вызванных из Галиции с епископом Маркеллом во главе, желавших подчинить архиепископа своему влиянию» (Мои заметки и воспоминания. Серг. П., 1914. С. 116-117). Ген.-губернаторы гр. П. Е. Коцебу и П. П. Альбединский, по мнению Л., не поддерживали «русское направление», к тому же разрешалось учреждение в генерал-губернаторстве значительного числа римско-католич. епархий. В кон. 1878 г. Л. добился перевода викарного еп. Маркелла (Попеля), стремившегося занять его место, в др. епархию.

В 1875 г. с Православием воссоединились 187 священников и 241 тыс. мирян в 241 приходе. За первые 2 года пребывания на кафедре Л. обозрел все старые («древлеправославные») приходы 8 губерний Царства Польского и 10 благочиний воссоединенной части епархии. Одной из важнейших задач Л. являлось воссоединение «упорствующих» униатов на Холмщине - тех, кто изначально сопротивлялись даже «очищению» обряда, т. е. приближению униат. богослужения к православному. Одним из самых масштабных стало воссоединение 434 униатов в 1-м Грубешовском окр. в 1890 г. В 1875-1890 гг. из др. исповеданий в Православие переходили по 300-400 чел. ежегодно. При содействии властей Л. организовывал паломнические поездки новообращенных униатов к святыням, в т. ч. в Киево-Печерскую и Почаевскую лавры. Архиерей вскоре после занятия кафедры распорядился о чтении священниками всех приходов проповедей во все воскресные и в праздничные дни и о пастырских собеседованиях с народом. В каждую церковь были высланы по меньшей мере по 2 экз. Библии - на церковнослав. и рус. языках. 20 нояб. 1877 г. Л. распорядился о подробном описании «воссоединенных к православию церквей»: «Следы исторического права давности Православия в пределах Холмско-Варшавской епархии находятся в письменных документах и вещественных памятниках древности. Необходимо, по возможности скорее, привести их в известность, собрать, упорядочить и предохранить от утраты» (25-летие святительского служения. 1885. С. 101-102). При этом прилагалось обстоятельное руководство - программа историко-статистического исследования, согласно к-рой к 1878 г. местное духовенство подготовило описания приходов.

Одной из важнейших сторон деятельности Л. было храмостроительство и восстановление древних православных храмов. В 1877 г. имп. Александр II утвердил «Правила для устройства церковных зданий в Привислинском крае», руководство строительством осуществляло Мин-во внутренних дел. В том же году попечением Л. были открыты 2 самостоятельных прихода: в посаде Ново-Александрия Люблинской губ. и приграничном мест. Граево Щучинского у. Ломжинской губ. (22 окт. 1878 архиерей освятил церковь). 14 авг. 1879 г. Л. издал распоряжение о новом распределении церквей по благочинническим округам и об открытии новых благочиний - всего 19. В епархии начались выборы благочинных, 14 янв. 1880 г. Л. утвердил составленную Холмским духовным правлением инструкцию по их проведению.

При Л. (преимущественно им лично) были освящены в 1876 г. Крестовоздвиженский собор в Люблине и церковь в Грубешове Холмской губ., в 1877 г. Петропавловский собор в Калише, Троицкий собор в Варшаве после ремонта, храмы в Ломже, мест. Александрово Нешавского у. Варшавской губ. (ныне г. Александрув-Куявски, Польша), в Янове Люблинской губ. (ныне Янув-Любельски, Польша), в 1878 г. собор в Холме Люблинской губ., храм в мест. Кодно Житомирского у. Волынской губ., церкви при Варшавских муж. и жен. гимназиях, в 1879 г. храм Казанской иконы Божией Матери в Августове Сувалкской губ., церковь в Млаве Плоцкой губ., в 1880 г. храмы в Слупцах Калишской губ., посаде Кибартах Сувалкской губ. (ныне г. Кибартай, Литва), в 1881 г. церкви в Годышеве и Граеве, а также после ремонта Успенский собор в Сувалках и в с. Лесна Константиновского у. Седлецкой губ. (ныне Лесьна-Подляска, Польша), в 1886 г. в Плонске Полоцкой губ., в 1889 г. колокольня в Лукове Люблинской губ., в 1890 г. собор Рождества Пресв. Богородицы в Беле Седлецкой губ. (ныне Бяла-Подляска, Польша), церковь в Коло Калишской губ., храмы в городах Грубешове Холмской губ., Беле Седлецкой губ. (ныне Бяла-Подляска, Польша) и др.

Архиепископ поддержал инициативу командующего Варшавским военным окр. И. В. Гурко (с 1883 генерал-губернатор Привислинского края) по созданию войсковых церквей, на средства военного ведомства были оборудованы неск. гарнизонных храмов, в частности в Щучине (1890) и Гонсиорове Ломжинской губ., а также близ г. Остроленки (1891). Подавляющее большинство этих церквей на территории Польши были разрушены или капитально перестроены в 20-70-х гг. XX в.

В 1877 г. были открыты церковноприходские попечительства в Люблине, Грубешове и Пултуске Ломжинской губ., в 1878 г.- при церкви в Янове, всего 17 приходских попечительств, или братств. В Седльце были устроены Леонтиевская церковь-школа и при ней Братство свт. Леонтия Ростовского. Архиепископ занимался вопросами правильного использования финансовых средств приходов, созданием эмеритальной кассы для епархиального духовенства (1878).

В 1882 г. Яблочинский во имя прп. Онуфрия Великого монастырь был возведен в 1-й класс. В с. Лесна, где 31 мая 1881 г. Л. освятил Крестовоздвиженский храм - бывш. собор паулинского мон-ря, в 1885 г. была основана жен. община (см. Леснинский Богородицкий женский монастырь). В Яблочне Бельского у. Холмской губ. и Лесне были открыты приюты. В 1894 г. в молитвенную память о Л. архиеп. Флавианом (Городецким) был основан Вировский во имя Всемилостивого Спаса женский монастырь, в к-рый переселилась часть сестер из Лесны.

В сфере духовного образования Л. начал с координации деятельности 3 духовных учебных заведений епархии: Холмских ДС и школы причетников и Варшавского ДУ. Он построил здание Холмской ДС с домовой ц. во имя свт. Леонтия Ростовского (освящена 9 сент. 1890; см.: Слово по случаю освящения церкви в новом здании Холмской ДС 9 сент. 1890 г. // ПрибЦВед. 1890. № 39. С. 1295-1297), преобразовал школу причетников в духовное уч-ще. Планировал перевести семинарию в Варшаву. В 1885 г. по случаю 25-летия служения Л. в архиерейском сане на средства служащих Холмской семинарии для домовой церкви в московской мастерской Кондратьева была написана икона свт. Леонтия Ростовского - список с иконы П. Ф. Плешанова для московского храма Христа Спасителя. В 1889 г. Л. организовал Леонтиевское попечительство о бедных воспитанниках Холмской ДС, к-рое помогало пособиями беднейшим ученикам и подъемными деньгами наименее обеспеченным выпускникам. Поддерживать попечительство Л. продолжал, находясь и на Московской кафедре: в 1892-1893 гг. он наряду со св. прав. Иоанном Кронштадтским (Сергиевым) внес 200 р., самое большое пожертвование.

При Л. увеличилось число церковноприходских школ и начальных училищ. Были восстановлены древние правосл. братства: Замостьское с приютом (учреждено в 1606; возобновлено 9 мая 1877) и Холмское Богородицкое (восстановлено в 1879; в 1884 организовало выпуск «Холмского народного календаря» и ряда популярных изданий). 1 сент. 1877 г. началось издание «Холмско-Варшавского епархиального вестника» (первоначально выходил 2 раза, с 1899 - 4 раза в месяц). В целом служение на Холмской кафедре Л. называл «испытанием, и притом тяжелым» (Мои заметки и воспоминания. Серг. П., 1914. С. 134).

26 сент. 1881 г. имп. указом Л. введен в число присутствующих на заседаниях Синода. В таком качестве он участвовал в коронационных торжествах 15 мая 1883 г. и в тот же день был возведен в звание члена Синода. В 1882 г. под председательством Л. была учреждена особая Синодальная комиссия, к-рая разработала положение о церковноприходских школах, утвержденное в 1884 г. Планировалось изучать Закон Божий, церковнослав. и рус. языки, арифметику, церковное пение. Преподавать в школах могли причетники, выпускники семинарий, выпускницы епархиальных жен. училищ. Открывались также годичные школы грамотности и образцовые начальные школы при семинариях. 24 янв. 1883 г. Л. стал членом Комиссии для пересмотра проекта «Устава Православных Духовных Академий», вместе с архиеп. Тверским Саввой (Тихомировым) составлял проект нового устава (утвержден императором 20 апр. 1884) и обновленной редакции «Устава Православных Духовных Семинарий» (вступил в силу 22 авг. 1884).

Л. никогда не прерывал связей с СПбДС. 4 марта 1884 г. возглавил литургию свт. Василия Великого в семинарском храме по случаю 75-летнего юбилея духовной школы. 18 дек. 1888 г. в С.-Петербурге Л. возглавил чин освящения новой церкви во имя ап. Иоанна Богослова при семинарии в сослужении протоиереев Алексия Парвова (председатель Учебного комитета) и Николая Розанова (ректор). На освящении присутствовали обер-прокурор К. П. Победоносцев, министр народного просвещения гр. И. Д. Делянов, управляющий канцелярией Синода В. К. Саблер. Л. особо почитал евангелиста Иоанна, который, по его словам, «явил нам высокий образец деятельной любви… можно сказать, дышал любовью», а его послания «преисполнены силы и чувства», поскольку «оправданы собственной деятельностью» (Слова, поучения и речи. 1888. Т. 2. С. 72-73). В сборнике проповедей и речей Л. опубликованы 8 Слов на этот праздник, произнесенных преимущественно в семинарской церкви Каменец-Подольска,- более, чем на к.-л. др. торжество. 11 сент. 1892 г., незадолго до кончины, Л. вместе с митр. Иоанникием (Рудневым) возглавил в Троицком соборе Александро-Невской лавры чин отпевания митр. Исидора (Никольского).

17 нояб. 1891 г. именным указом имп. Александра III Л. был назначен на Московскую кафедру c возведением в сан митрополита. «С одной стороны, рад я, что еду в православную Москву. Вся жизнь моя прошла на чужбине, среди иноверцев,- признавался Л.,- с другой - чувствую, что я еду сюда уже умирать» (Корсунский. 1893. С. 407). 1 дек. 1892 г. в варшавском соборе в присутствии главного начальника Привислинского края ген.-адъютанта Гурко прошло прощание Л. с холмско-варшавской паствой. 17 дек. того же года, в день памяти митр. Московского свт. Петра, Л. совершил торжественное «вшествие» в Успенский собор Московского Кремля, а 9 янв. 1892 г.- 1-е богослужение в Троице-Сергиевой лавре, где он пребывал с 8 по 12 янв. и произнес Слова о значении монашества и прп. Сергия Радонежского.

По инициативе митрополита в МДА был расширен и 20 сент. 1892 г. освящен академический храм (см.: Слово. 1892. С. I-IV). 25 сент. того же года Л. принимал участие в праздновании 500-летия со дня кончины прп. Сергия Радонежского, составил программу торжеств, организовал крестный ход из Москвы в Троице-Сергиеву лавру. На средства Л. были опубликованы том Трудов МДА, посвященный прп. Сергию, и фототипическое издание рукописи НЗ (XIV в.), приписываемой свт. Алексию, митр. Московскому (см.: Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа: Труд свт. Алексия, митр. Московского и всея Руси: Фототип. изд. Леонтия, митр. Московского. М., 1892). Также Л. пожертвовал значительную сумму Братству прп. Сергия при МДА.

За непродолжительный период управления Московской епархией Л. восстановил издание в Москве «Миссионерского журнала», в 1892 г. распорядился о том, чтобы диаконы без священников не совершали церковных служб. О служении Л. на Московской кафедре нелицеприятно высказывался митр. Евлогий (Георгиевский). Считалось, что Л. был назначен на Московскую кафедру по инициативе обер-прокурора Победоносцева.

25 дек. 1892 г. Л. заболел, иногда продолжал совершать богослужения. Проживал в архиерейском доме (1866-1870) в Черкизове (подворье московского Чудова мон-ря), 31 июля 1893 г. исповедовался, соборовался, причастился Св. Таин. Завещал похоронить себя в облачении, подаренном имп. Марией Александровной в 1860 г. к архиерейской хиротонии. 2 авг. на митрополичьей даче в Черкизове еп. Дмитровский Александр (Светлаков), еп. Можайский сщмч. Тихон (Никаноров) и др. совершили 1-ю заупокойную литургию с панихидой, на к-рой молился и московский ген.-губернатор вел. кн. Сергей Александрович. В тот же день в академической Покровской ц. Троице-Сергиевой лавры панихиду отслужил прав. Иоанн Кронштадтский.

3 авг. тело Л. было перенесено в Алексиевскую ц. Чудова мон-ря, где 4 авг. архиеп. Новгородский Феогност (Лебедев) в сослужении неск. епископов, архимандритов и белого духовенства совершил заупокойную литургию и отпевание. 5 авг. Л. был погребен в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры, рядом с могилой архиеп. Рязанского Моисея (надгробие в виде мраморной плиты воссоздано). На отпевании и погребении присутствовали вел. кн. Сергей Александрович с вел. кнг. св. Елисаветой Феодоровной, обер-прокурор Саблер.

Л. являлся почетным членом СПбДА, МДА, КДА, Об-ва истории и древностей российских, Об-ва любителей духовного просвещения и др. учреждений. 2 дек. 1882 г. избран почетным членом ИППО. Был награжден орденами св. Анны 1-й степени (1866), св. Владимира 2-й степени большого креста (1869) и св. Александра Невского (1877), бриллиантовым крестом на клобуке (1882).

Биографы отмечали у Л. яркий дар проповедника. Уже на одной из его семинарских проповедей наставник сделал помету: «Сочинитель подает лестныя о себе надежды... он со временем будет прекрасным проповедником, и первый опыт сей довольно зрел». Архипастырские назидания Л. считались простыми и задушевными, «свободными от диалектических тонкостей и извитий мысли» (Корсунский. 1893. С. 406). По силе воздействия на слушателей их сравнивали с проповедническими трудами архиеп. Херсонского и Таврического свт. Иннокентия (Борисова). Важнейшим источником сведений о жизни и служении Л. являются его автобиографические заметки, написанные в 1887 г. (Мои заметки и воспоминания. 1913-1914).

Соч.: Слова, поучения и речи. СПб., 1867, 18762. 2 т.; 18883. 2 т.; Послание пастырям Херсоно-Одесской епархии. Од., 1875; Последнее слово к одесской пастве и прощание с ним паствы. Од., 1875; Слова и речи к Холмско-Варшавской пастве. Варшава, 1881; Письменное приветствие // Спасский П. Н., сост. 150-летие Новгородской ДС: Юбил. сб. Новг., 1891. С. 81-82; Слово, произнесенное в Варшавском кафедральном соборе… 1 дек. 1891 г. при прощании с Холмско-Варшавской паствой. Варшава, 1891; Слово при вступлении на Московскую кафедру. М., 1891; Из лекций по нравственному богословию. Серг. П., 1892; Слово, сказанное по случаю освящения храма в здании МДА, 20 сент. 1892 г. // БВ. 1892. Т. 4. № 10. С. I-IV; Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа: Труд свт. Алексия, митр. Московского // ДЧ. 1893. Т. 1. № 3. С. 133-139; Мои заметки и воспоминания // БВ. 1913. Т. 3. № 9. С. 142-170; № 10. С. 310-331; № 11. С. 610-623; № 12. С. 803-820; 1914. Т. 1. № 1. С. 137-153; № 2. С. 279-295; № 3. С. 538-560 (отд. отт.: Серг. П., 1914).
Ист.: Филарет (Дроздов), митр. Письма к высочайшим особам и разным др. лицам. Тверь, 1888. Ч. 2. С. 185, 207, 210.
Лит.: Присоединение к Православию аббата Гетте // Странник. 1862. № 9. С. 381-382; Прощание высокопреосв. Леонтия, архиеп. Херсонского и Одесского, с подольской паствой. Каменец-Подольск, 1874; Гурьев В. В., прот. Архиеп. Леонтий на родине // Странник. 1880. Т. 3. № 9/10. С. 117-126; Корженевский И., прот. История Холмско-Варшавской епархии со времени учреждения архиерейской кафедры в Варшаве до 1876 г. Варшава, 1881; Николаев А. И. Списки воспитанников, окончивших полный курс семинарских наук в Воронежской ДС за истекшее 100-летие. Воронеж, 1882. С. 290, 295-305; Список церквей, часовен, приходов и священнослужителей Холмско-Варшавской епархии с показанием местностей, составляющих приходы, числа прихожан и количества церк.-приходских земель. Варшава, 1882; Страшкевич Н. И., прот. Высокопреосв. Леонтий, архиеп. Холмский и Варшавский. Люблин, 1883. Вып. 1: Управление высокопреосв. Леонтия Подольской епархией. К., 1885. Вып. 2: Управление высокопреосв. Леонтия Херсонской епархией; он же. 25-летие служения высокопреосв. Леонтия, архиеп. Холмского и Варшавского. Варшава, 1887; он же. Посещение г. Холма высокопреосв. Леонтием, архиеп. Холмско-Варшавским, 1-9 сент. 1887 г. Варшава, 1887; Димитрий (Самбикин), архиеп. Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии. Воронеж, 1884. Вып. 2. С. 176; 25-летие святительского служения высокопреосв. Леонтия. Варшава, 1885; Надеждин А. Н. История С.-Петербургской правосл. ДС с обзором общих узаконений и мероприятий по части семинарского устройства. СПб., 1885. С. 314-315, 370, 425-426, 429, 436; Юргевич В. Н. Ист. очерк 50-летия ООИД. Од., 1889. С. 72; Лебедев И. Н., свящ. Восп. о высокопреосв. Леонтии, архиеп. Холмско-Варшавском, в Подольском жен. уч-ще духовного ведомства. Каменец-Подольск, 1890; Прощание высокопреосв. Леонтия, митр. Московского и Коломенского, с холмско-варшавской паствой. М., 1892; Соколов В. А. Первое посещение Троицкой лавры и Академии высокопреосв. Леонтием, митр. Московским и Коломенским. Серг. П., 1892; Четыркин Ф. В. Высокопреосв. Леонтий, митр. Московский и Коломенский. СПб., 1892; Корсунский И. Н. Высокопреосв. Леонтий, митр. Московский и Коломенский // БВ. 1893. Т. 3. № 9. С. 390-419; Любарский И. Мемуары почившего митр. Леонтия // Рус. обозр. М., 1893. Т. 23. № 10. С. 860-863; П. В., свящ. Высокопреосв. Леонтий, митр. Московский. Каменец-Подольск, 1893; Петровский С. В., свящ. Семь Херсонских архиепископов: Биографии с прил. портретов. Од., 1894. С. 110-118; он же. Одесский Преображенский, ныне кафедральный, собор. Од., 1908. С. 233-237; Викул П. Ф., свящ. Подольские архипастыри. Каменец-Подольск, 1895; Федоров И. Главные моменты развития православно-русского дела в 100-летний период существования Подольской епархии // Празднование 100-летия Подольской епархии. Каменец-Подольск, 1895. С. 222-232; Родосский. Словарь студентов СПбДА. С. 239-241; Круковский А. В. Одна из теней прошлого // ИВ. 1915. № 11. С. 519-521; Львов А. Н. Князья Церкви: Из дневника // Красн. архив. 1930. Т. 2(39). С. 112, 113, 123-126, 135, 136; Т. 3(40). С. 99-101; Лысынкевич И. История Холмско-Варшавской епархии (1875-1905): Курс. соч. / МДА. Загорск, 1960. Ркп.; Малютина Т. Митр. Леонтий (Лебединский): Начало жизненного пути // Образ жизни. Воронеж, 2010. № 1(7). С. 36-40; Берташ А., свящ., Галкин А. К. Семинарский храм СПбДА. СПб., 2012. С. 26, 36-37.
Прот. Александр Берташ, Д. Б. Кочетов
Ключевые слова:
Митрополиты Русской Православной Церкви Леонтий (Лебединский Иван Алексеевич; 1822 - 1893), митрополит Московский и Коломенский
См.также:
АВГУСТИН (Петерсон Августин Адамович; 1873–1955), митр. Рижский и всея Латвии (с 1946 в юрисдикции РПЦЗ)
АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)
АГАФАНГЕЛ (Саввин Алексей Михайлович; род. в 1938), митр. Одесский и Измаильский
АГАФОДОР (Преображенский Павел Флегонтович; 1837-1919), митр. Кавказский и Ставропольский